Обучение вождению состоит из двух частей — теории и практики. Первая включает изучение правил и основ безопасности дорожного движения, технического обслуживания авто, оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Вторая часть — это практическое вождение автомобиля как на специальных закрытых площадках (автодромах) для освоения навыков парковки и маневрирования в ограниченных пространствах, так и в условиях городского движения.
Попытки самоподготовки здесь бесполезны, а обращение к услугам частных инструкторов по вождению противозаконно. То же самое касается самостоятельного получения навыков управления автомобилем на дорогах общего пользования, пустующих парковках супермаркетов и в иных аналогичных местах, даже если рядом находится опытный водитель. Закон трактует это как вождение без прав и передачу управления лицу, не имеющему водительского удостоверения, и предусматривает за это наказание в виде штрафа для передавшего управление до 30 000 рублей и за управление без прав до 15 000 рублей.
Обучение вождению и получение прав — длительный процесс, который требует серьезных усилий и занимает несколько месяцев. Это не тот случай, когда можно быстро получить результат. Далее расскажем, какие шаги нужно предпринять перед тем, как пойти учиться на права.
Прочитайте Правила дорожного движения. Хорошо, если до записи в автошколу у вас будет минимальный набор знаний о сигналах светофора и регулировщика, дорожной разметке, правах и обязанностях водителя, категориях механических транспортных средств. Полезно заранее изучить основные термины и определения (перекресток, дорога, проезжая часть, полоса движения, остановка, стоянка, перестроение и т. д.). Ознакомьтесь со знаками дорожного движения, чтобы хотя бы понимать разницу между их группами (предупреждающие, запрещающие, предписывающие и пр.). Это упростит дальнейшее обучение и ускорит усвоение информации, получаемой от преподавателя.
Изучите органы управления автомобилем, чтобы знать, что такое руль, педали газа, тормоза и сцепления, «ручник» (стояночный тормоз), панель приборов, указатели поворота, внешние световые приборы. Для предварительного знакомства подойдет любая машина (например, друга или родственника). Но, поскольку у вас нет водительского удостоверения, садиться за руль можно только при выключенном двигателе и затянутом «ручнике».
Управлять автомобилем с механической трансмиссией сложнее, чем с «автоматом». Но опытные водители утверждают, что только МКПП дает возможность полноценно чувствовать машину и выбирать оптимальные режимы езды.
Автомобили с «механикой» при прочих равных условиях потребляют меньше топлива по сравнению с аналогами, оснащенными автоматической коробкой передач. В целом МКПП надежнее, чем АКПП, и в большинстве случаев не требует обслуживания на протяжении всего периода эксплуатации.
Наличие прав на управление автомобилем с механической трансмиссией позволяет также водить машины с АКПП.
Распространенная ошибка — выбор автошколы по стоимости обучения. К неадекватно дешевым вариантам нужно относиться скептически. Как правило за дешевой ценой скрывается:
•
• старый изношенный автопарк с редким и несвоевременным обслуживанием;
• низкоквалифицированный преподавательский состав;
• отсутствие программы(методики) обучения и контроля успеваемости;
• скрытые платежи на бензин, учебную литературу, программное обеспечение и т.п.;
• снижение времени занятия инструкторами на 20-30 минут;
• постоянные занятия на автодроме для снижения расхода топлива и уменьшения пробега авто.
В результате курсанту придется учится на старых вечно ломающихся автомобилях с частыми срывами занятий, а также доплачивать уже по ходу обучения за занятия по городским маршрутам, что приведет к незапланированным дополнительным расходам. Причем о таких нюансах умалчивают, а расчет делается на то, что в подобной ситуации менять автошколу людям очень неудобно (тем более что уже внесенные деньги никто не вернет).
Поэтому заранее узнавайте полную стоимость обучения, условия проведения занятий, уточняйте наличие собственного автопарка и состояние и год выпуска учебных автомобилей, ознакомьтесь предварительно с отзывами на инструкторов и преподавателей. И не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы. По закону вам обязаны еще до заключения договора предоставить полную и развернутую информацию о договоре, включая все финансовые условия, учебном автопарке и преподавательском составе. Поинтересуйтесь также акциями и спецпредложениями: многие автошколы время от времени предлагают скидки и возможность оплаты в рассрочку.
Важное условие качественного обучения — профессионализм преподавательского состава. Самое стойкий стереотип – чем больше у инструктора стаж работы, но тем лучше он учит. Это заблуждение и связано оно с многими факторами, такими как выгорание, честность и отдача и преданность инструктора своей работе. Часто бывает, что молодой специалист горит своей работой и вкладывает в ученика всю душу, а прожжённый инструктор с 10-20 летним опытом просто молча отбывает свой номер изредка поправляя ученика. Второй крайне важный момент в работе инструктора и автошколы в целом это хорошо разработанная методика обучения, а также контроль за ее соблюдением инструкторами. В плане изучения теоретической части важно чтобы преподаватель не ограничивается скучным зачитыванием ПДД и иных нормативных документов. Опытный специалист всегда ответит на самые сложные вопросы курсантов, даст массу ценных советов из богатого личного опыта и преподнесет материал в легком, доступном формате. Также четко объяснит, как трактовать те или иные неоднозначные нюансы, которыми изобилуют современные экзаменационные билеты.
При выборе автошколы смотрите и на наличие качественной, современной материально-технической базы. Не везде есть толковые наглядные пособия, актуальные учебно-методические материалы, собственные исправные и нестарые учебные автомобили, оборудованные авто- и мотоплощадки. Учебные классы должны быть оборудованы современной телевизионной и компьютерной техникой.
К тренировочным площадкам (автодромам) тоже предъявляются высокие требования: невозможно нормально освоить навыки управления на вязком размытом грунте с торчащими из него деформированными и заржавевшими стойками. Необходимо твердое асфальтовое покрытие, а технические средства для обеспечения учебного процесса (эстакады, ограничители, разметка, макеты и пр.) должны находиться в безупречном состоянии.
При выборе учебного заведения уточняйте, обязуется ли оно обеспечивать содействие курсантам при сдаче квалификационного экзамена в ГИБДД. Услуга предоставляется не всеми автошколами, но для обучающихся она актуальна, поскольку избавляет от необходимости заниматься сложными организационными вопросами:
• записываться на экзамен;
• сдавать его с незнакомыми людьми;
• готовить документы и пр.
Обращайте внимание на использование автошколой современных технологий обучения и коммуникаций: онлайн-лекций, трансляций в Zoom, личного кабинета курсанта и т. д.
Изучите отзывы в интернете, причем желательно не на сайте самого учреждения, а на независимых сторонних площадках. Но помните, что многие из них пишутся по заказу (себя хвалят, конкурентов очерняют), поэтому необходимо отличать реальные мнения курсантов от заказных постов.
После окончания автошколы и успешной сдачи внутреннего экзамена выдается свидетельство о прохождении курса обучения. Этот документ не дает право на управление механическими транспортными средствами, но является основанием для допуска к сдаче квалификационного экзамена в ГИБДД.
Определитесь, каким автомобилем вы хотите управлять — с автоматической (АКПП) или механической (МКПП) коробкой переключения передач. Первый вариант проще, особенно для новичков в вождении автомобиля: у такой машины только две педали (газ и тормоз), а переключение передач сводится к выбору режима движения по принципу «включил и поехал». Но важно учитывать следующие нюансы:
• автомобили с АКПП при прочих равных условиях дороже аналогов с механической коробкой передач;
• автоматическая трансмиссия — более деликатный агрегат по сравнению с МКПП, это касается не только соблюдения правил эксплуатации, но и ухода, обслуживания;
• если вы будете обучаться вождению на машине с АКПП, то в водительском удостоверении будет проставлена отметка АТ, и управлять автомобилем с механической трансмиссией вы не сможете (это приравнивается к езде без прав).
Машины с МКПП — классические варианты с тремя педалями (газом, тормозом и сцеплением), вождение которых подразумевает ручное переключение передач в зависимости от текущего скоростного режима. Таких автомобилей на рынке больше, чем с автоматическими трансмиссиями, хотя последние активно захватывают разные сегменты.
В любом случае первая передача — самая медленная и мощная, а последняя (в современных авто обычно пятая или шестая) — самая быстрая и слабая. Это обусловлено тем, что на первой передаче автомобиль трогается с места — это энергозатратный процесс, требующий высокой мощности. А когда водитель переходит на вторую, третью и следующие передачи, машина уже едет на определенной скорости, поэтому для дальнейшего разгона и движения требуется меньшая мощность.
Где учиться на права
С чего начинать
Что выбрать — АКПП или МКПП
Как выбрать автошколу, чтобы научиться водить с нуля