Процесс обучения в автошколах переживает настоящий технологический бум. Появляются и активно внедряются инновации, которые еще вчера казались технологиями далекого будущего. Несмотря на необходимость преодоления определенных бюрократических процедур (программа обучения разрабатывается и утверждается с участием профильных ведомств, в числе которых Министерство просвещения и МВД РФ), они активно появляются в арсенале многих современных автошкол.
Прототипами таких аппаратно-программных комплексов являются тренажеры для отработки основных навыков вождения, которые использовались еще в советских автошколах. Сегодня это мощные многофункциональные решения, рассчитанные на курсантов с разным уровнем подготовки и превращающие обучение в увлекательный и эффективный процесс. Основные преимущества:
• Безопасность. Человек получает первые водительские навыки без выезда на полигон или дороги общего пользования. Это исключает вероятность аварий и прочих нештатных ситуаций, представляющих опасность для других участников движения.
• Экономичность. Для занятия на симуляторе не нужен бензин, что значительно удешевляет себестоимость процесса. Исключена вероятность повреждения учебного автомобиля: он не столкнется с препятствием, его сцепление не пострадает от неумелого переключения передач (что часто происходит на практике, поскольку это одно из самых сложных действий для освоения новичками).
• Реалистичность. Современные технологии позволяют полностью имитировать разные дорожные ситуации. Курсанты обучаются в спокойной комфортной обстановке. Они получают впечатляющий опыт, а также обретают уверенность при принятии решений и выполнении действий с учетом текущих дорожных реалий, включая непредсказуемое и быстрое изменение ситуации.
• Индивидуальный подход. Симулятор вождения и программу виртуальной реальности можно настроить под конкретного человека с учетом его опыта, навыков, способностей к обучению, прочих особенностей.
• Разнообразие вариантов обучения. Новички учатся переключать передачи и трогаться с места, опытные водители могут отрабатывать приемы контраварийного вождения и езды в экстремальных условиях.
В симуляторах вождения и системах виртуальной реальности предусмотрено множество удобных и эффективных инструментов для контроля и оптимизации процесса обучения. Курсант получает информацию о допущенных ошибках с рекомендациями относительно правильных действий в той или иной ситуации, правильные решения поощряются наградными баллами или другими бонусами. После освоения очередного этапа обучения предусмотрена возможность перехода на следующий уровень.
Российские автошколы используют инновации с учетом специфики решаемых задач. Если говорить о симуляторах вождения, то есть модели для обучения езде на разных видах транспорта: легковых автомобилях (это самый массовый вариант), внедорожниках типа УАЗ, полноразмерных и тяжелых грузовиках (КамАЗ, МАЗ и т. п.), автобусах, автопоездах. Отдельной линейкой представлены тренажеры для людей с ограниченными физическими возможностями, которые по медицинским показаниям допущены к управлению механическими транспортными средствами на дорогах общего пользования.
Что касается виртуальной реальности, то курсантам выдаются специальные очки, в которых с максимальной реалистичностью моделируются разные дорожные ситуации в 3D-формате. Человек ощущает себя полноправным участником движения, при этом все его действия фиксируются для последующего анализа.
В некоторых автошколах есть целые классы для проведения групповых VR-занятий. На рабочих местах установлены манипуляторы в виде рулевого колеса, при этом курсанты занимаются в очках виртуальной реальности. Но такое оборудование пока является редкостью из-за очень высокой стоимости.
Сегодня трудно прогнозировать, какие инновации придут в автошколы в будущем. Уже сейчас используются технологии, которые еще 10–20 лет назад казались чем-то фантастическим. Не исключено, что станет возможным сочетание онлайн-обучения с использованием симуляторов (человек отрабатывает упражнения дома на тренажере, а преподаватель или инструктор контролируют процесс в режиме реального времени).
Но одно можно сказать с уверенностью: никакие технологии не заменят живого обучения в классе под руководством опытного преподавателя и в учебном автомобиле с профессиональным инструктором. Поэтому рассматривать их можно только как дополнение к учебному процессу, которое делает его намного более эффективным и увлекательным.
Каждая инновация — это в первую очередь комплекс аппаратно-программных средств, повышающих эффективность обучения за счет моделирования максимально реалистичных дорожных ситуаций, индивидуального подхода к курсантам и увлекательности процесса.
Основные из них:
• Симуляторы вождения и VR (виртуальная реальность). Такие инновации относятся к числу самых технологичных и эффективных решений, используемых для отработки первых водительских навыков. Это касается как освоения элементов управления автомобилем (педалей, рулевого колеса, рычага переключения передач и пр.), так и умения ориентироваться в дорожной обстановке, включая возникновение сложных и экстремальных ситуаций.
• Мобильные приложения. Автошколы повсеместно внедряют программы, позволяющие курсантам заниматься в любое удобное время со смартфона или планшета. Это повышает эффективность образовательного процесса делает его максимально гибким и комфортным. Однако мобильное приложение является лишь дополнением к учебной программе и не способно полноценно заменить преподавателя, а также занятия в классе.
• Интерактивные платформы. Это цифровые инструменты, предназначенные для прохождения курса обучения со сдачей зачетов, тестов и другими контрольными мероприятиями. Их главная особенность — использование персонализированных учебных программ, настроенных с учетом индивидуальных особенностей курсанта и уровня его знаний. Процесс обучения проходит с применением наглядных и информативных видеоуроков, увлекательных интерактивных сценариев. В некоторых случаях предусмотрено использование элементов геймификации, что способствует легкости восприятия учебного материала.
В числе прочих инновационных решений — электронные учебники и обучающие компьютерные программы, а также системы сбора и анализа данных с предоставлением обратной связи, помогающие курсантам быстро исправлять допущенные ошибки.
Каждая инновация — это в первую очередь комплекс аппаратно-программных средств, повышающих эффективность обучения за счет моделирования максимально реалистичных дорожных ситуаций, индивидуального подхода к курсантам и увлекательности процесса.
Основные из них:
• Симуляторы вождения и VR (виртуальная реальность). Такие инновации относятся к числу самых технологичных и эффективных решений, используемых для отработки первых водительских навыков. Это касается как освоения элементов управления автомобилем (педалей, рулевого колеса, рычага переключения передач и пр.), так и умения ориентироваться в дорожной обстановке, включая возникновение сложных и экстремальных ситуаций.
• Мобильные приложения. Автошколы повсеместно внедряют программы, позволяющие курсантам заниматься в любое удобное время со смартфона или планшета. Это повышает эффективность образовательного процесса делает его максимально гибким и комфортным. Однако мобильное приложение является лишь дополнением к учебной программе и не способно полноценно заменить преподавателя, а также занятия в классе.
• Интерактивные платформы. Это цифровые инструменты, предназначенные для прохождения курса обучения со сдачей зачетов, тестов и другими контрольными мероприятиями. Их главная особенность — использование персонализированных учебных программ, настроенных с учетом индивидуальных особенностей курсанта и уровня его знаний. Процесс обучения проходит с применением наглядных и информативных видеоуроков, увлекательных интерактивных сценариев. В некоторых случаях предусмотрено использование элементов геймификации, что способствует легкости восприятия учебного материала.
В числе прочих инновационных решений — электронные учебники и обучающие компьютерные программы, а также системы сбора и анализа данных с предоставлением обратной связи, помогающие курсантам быстро исправлять допущенные ошибки.